Акафистник
Месяцеслов
Молитвослов
Псалтирь
Словарь
Иконы |
О ПСАЛТИРИ
Псалтирион,
по-гречески, — струнный музыкальный
инструмент, в сопровождении которого в
глубокой древности пелись обращенные к
Богу молитвенные песнопения. Сами
песнопения получили поэтому название
псалмов, и сборник их стал называться
Псалтирью. Псалмы были
объединены в одну книгу в V веке до
Рождества Христова. На славянский язык с
греческого Псалтирь переведена братьями
святыми равноапостольными Мефодием и
Кириллом, учителями славян, в середине IX
века, как упоминает об этом преподобный
Нестор Летописец (умер ок. 1114 года). Псалтирь
впервые издана по-славянски типографским
тиснением с древних рукописей в Кракове в
1491 году. В
Церкви Христовой Псалтирь получила
особенно широкое применение в богослужении.
У христиан богослужебное употребление
Псалтири началось уже во времена
апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16).
Псалтирь послужила источником большей
части вечерних и утренних молитв. Псалмы
входят в состав почти каждого чина
православного богослужения. На
Руси Псалтирь была широко распространена.
Она имела немаловажное, значение в жизни
русского человека: она употреблялась и как
книга богослужебная, и как назидательная
для домашнего чтения, а также была основной
учебной книгой. В
Псалтири из 150 псалмов, часть относится к
Спасителю — Господу Иисусу Христу; они
важны в сотериологическом плане (сотериология
— учение о спасении человека от греха). Эти
псалмы называются мессианскими (Мессия, с
еврейского, значит — Спаситель). Различают
псалмы мессианские в прямом и в
преобразовательном смысле. Первые говорят
только о грядущем Мессии — Господе Иисусе
Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые
повествуют о лицах и событиях Ветхого
Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и
др.), прообразующих Новый Завет Господа
Иисуса Христа и Его Церковь (Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67,
77, 96, 101, 108, 116, 117). 151-й
псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот
псалом содержится в греческой и славянской
Библии. Псалтирь
вначале делилась на пять частей
применительно к древнему богослужебному
порядку. В современном богослужебном
Уставе Православной Церкви принято
деление Псалтири для удобства при
употреблении ее за богослужением и в
домашнем (келейном) правиле на 20 разделов —
кафизм (кафисм)*
каждая из которых делится на три «Славы»,
или статии. После каждой «Славы» трижды
читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа,
слава Тебе, Боже!». Псалмы
читаются в храме ежедневно за всяким
утренним и вечерним богослужением.
Полностью Псалтирь прочитывается в течение
каждой недели (то есть седмицы, а Великим
постом — дважды в течение седмицы). Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.
О чтении Псалтири по усопшим
В
Православной Церкви издревле существует
благочестивый обычай чтения Псалтири над
телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над
почившим священником и епископом читается
Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме
времени, когда совершаются при гробе
панихиды или литии) до погребения усопшего
и в память его после погребения. Это чтение
служит молитвой Господу о усопшем, утешает
скорбящих о почившем и обращает их молитвы
о нем к Богу. Порядок чтения Псалтири при
этом такой: каждая кафизма начинается
молитвословием «Приидите, поклонимся...» (трижды);
по каждой «Славе» кафизмы читается молитва
«Помяни, Господи Боже наш...», находящаяся в
конце «Последования по исходе души», и на
ней поминается имя усопшего, а по окончании
кафизмы читаются Трисвятое по Отче наш,
тропари покойны и положенная после каждой
кафизмы молитва. Совершать
чтение Псалтири по усопшим может всякий
благочестивый мирянин.
*
От
греч. «кафизо» —«сижу. В древней Церкви за
богослужениями, особенно на утрени, после
псалмов, которые пелись стоя, полагались
перерывы для духовных размышлений о
пропетых псалмах. Во время этих размышлений
сидели. Из таких размышлений возникли
песнопения, именуемые «седальнами».
Впоследствии стали сидеть и во время чтения
псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален»,
«седальный») перенесли и на псалмы. В
славянском Уставе слово «кафизма»
оставлено для разделов Псалтири, а
богослужебные песнопения названы
славянским словом «седальны». |
© Храм в честь Святой мученицы Фотинии Украинской Православной Церкви. |